РУЧНАЯ ВЫШИВКИ |
|||
Подготовка к вышивке
Приступая к вышиванию, предварительно выбирают рисунок. При этом прежде
всего необходимо учитывать особенности изделия, чтобы вышивка не мешала
практическому назначению вещи, а только подчеркивала ее конструкцию и
соответственно украшала. Выбирая рисунок для украшения одежды, следует добиваться согласованности декоративных линий с конструктивными, учитывать назначение, возраст и внешние особенности владельца данной вещи, структуру и цвет материала.
Очень многое зависит от сообразительности и художественного вкуса вышивальщицы.
Общие советы:
1) избегайте перегрузки одежды вышивкой;
2) одежда из легкой ткани должна быть украшена легкой, ажурной вышивкой и тонкими нитями;
3)
для украшения детской одежды подбирайте узоры,
близкие и знакомые ребенку.
Рисунки для вышивания принято разделять на рисунки свободного контура и специальные.
Рисунки свободного контура могут быть сделаны от руки или выполнены на основе открытки, книжной, журнальной или другой иллюстрации. Такие рисунки можно увеличить или уменьшить, изменить их форму и положение деталей, стилизовать, при этом смысл, содержание рисунка не изменится. По рисункам свободного контура выполняются украшающие швы, вышивка гладью, аппликация и т. д., причем один и тот же рисунок может быть выполнен в разной технике и в каждой будет интересен.
С рисунками специальными, ограниченными строго определенными рамками
клетки и длиной стежка, так вольно поступать нельзя. По специальным
рисункам выполняют счетные и некоторые украшающие швы. Рисунки свободного контура можно увеличить или уменьшить при помощи фотографии (фотографическую пленку заложить в фотоувеличитель или проекционный аппарат и на листе белой бумаги обвести карандашом контур уменьшенного или увеличенного рисунка).
Можно изменить размер рисунка по
разбитым клеточкам, для этого данный рисунок разбивается на клетки,
которые нумеруются по вертикали и горизонтали. На такое же количество
клеток расчерчивается чистый лист бумаги, формат которого соответствует
нужному размеру рисунка, клетки также нумеруются. Линии с клеток
оригинала переносятся на соответствующие клетки листа.
Размеры специальных рисунков изменяются непосредственно при вышивании.
Для этого клетки основы, по которой выполняется вышивка, берутся
соответственно больше или меньше клеток рисунка.
После того как рисунок выбран, его переводят на приготовленную ткань. В
зависимости от структуры ткани, существует несколько способов
перенесения рисунка на ткань.
Перевод рисунка через копировальную бумагу
На ткань кладут
копировальную бумагу, поверх нее рисунок, переведенный на тонкую бумагу,
прикрепляют все это иголками или приметывают, чтобы рисунок не двигался,
и остро отточенным карандашом обводят контур рисунка. Иногда может быть
небольшое искажение рисунка за счет растяжения ткани, в таких случаях
необходимо после перевода рисунка подправить его, то есть подрисовать от
руки мягким карандашом.
Перевод рисунка «припорашиванием»
Рисунок переводят на кальку и
равномерно накалывают его толстой иглой. Наколотый рисунок (трафарет)
кладут на ткань с лицевой стороны, прикрепляют иглами. Ватным тампоном,
на котором находится слой зубного порошка или синьки, протирается
рисунок. Проходя через дырочки на ткань, порошок образует ясный рисунок,
который затем обводится карандашом или прошивается. Порошок можно
развести в керосине и протереть по кальке для прочности перевода
рисунка.
Перевод рисунка «прошиванием»
На ручной или машинный трикотаж иногда
сложно перевести рисунки вышеописанными способами. В этом случае
переводят рисунок на кальку, прикрепляют его к ткани и прошивают весь
рисунок по кальке в цвете швом «строчка» или стебельчатым, после чего
осторожно с помощью иглы калька убирается по кусочкам.
Прежде чем говорить о различных видах вышивки, необходимо ознакомиться с
отдельными видами швов контурных, украшающих, обшивочных, счетных и т.
д., которые будут часто встречаться в художественной вышивке, дополняя и
обогащая ее. На их основе можно создавать новые виды швов и вышивок,
которыми можно красиво и быстро украсить любое платье или блузку, вышить
передник, подшить края дорожек, салфеток, скатертей, полотенец, панно и
т. д. Для того чтобы шов был ровным и шел по одной линии, из полотна
надо выдернуть 1—2 нити, от которых на ткани останется след. Если же
рисунок шва расположен не по прямой линии, то надо наметить линии
карандашом или прометать нитью. При вышивании не следует делать узелков на изнаночной стороне, для этого нить надо закрепить мелкими стежками в таком месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой, или сложить нить пополам и сложенные вместе концы продеть в ушко иглы, затем сделать первый стежок, не вытягивая нить до конца. В образовавшуюся петлю ввести иглу с рабочей нитью и затянуть ее (рис. 1).
Место закрепления нити останется незаметным.
Заканчивая вышивку, рабочую нить надо пропустить мелкими стежками под
шитье. Вышивка без узелков получится красивой и аккуратной.
Выполнять все швы, применяемые в отделке, необходимо в 1—4 нити мулине
или в 1—2 шерстяные нити. Также можно пользоваться шелковыми,
хлопчатобумажными, ирис, краше, синтетическими нитями в 1—4 сложения, в
зависимости от шва.
Все швы по технике выполнения и их применению можно разделить на
несколько групп.
|
|||
|